Осетинская свадьба – традиции в новом формате

Осетинская свадьба – традиции в новом формате
Осетинская свадьба – традиции в новом формате Фото: Осетинская свадьба – традиции в новом формате
Как проходит национальная осетинская свадьба? Представители других культур, когда речь заходит о традиционном бракосочетании осетин, начинают с вопроса: а правда, что…? Давайте разберемся в особенностях национальных традиций, развенчаем некоторые мифы и поймем, что же нового появилось в этом древнем и таком красивом ритуале.
Итак, миф первый. Как и везде на Кавказе, в Осетии замуж выходят по решению родителей. Выбирают невесту, чуть ли не с рождения. Мнение оказалось бы верным, если перенестись лет на 150 назад! Да и то, у предков это было крайне редко. Действительно, познакомиться лично в давние времена парню с девушкой было сложнее. Юноши присматривали себе спутниц обычно на праздниках или на «чужих» свадьбах. При этом разговаривать друг с другом они никак не могли. Общение происходило посредством танца. Для этого в национальной традиции осетин есть две вариации: танец приглашение (симд) и массовый танец (хонга).

В век глобализации и технологий все происходит по упрощенной схеме: познакомились, влюбились, поженились. Однако традиции все равно остаются. Одна из них – сватовство.
Сватов должно быть трое: близкий родственник жениха, сосед жениха и знакомый семьи невесты. По- осетински троица называется – минавартта. На молодежном сленге их стали называть минотавры. Все они должны быть уважаемыми и старшими представителями своих семейств (к соседу это тоже относится).

Родители невесты всегда осведомлены, что в гости должны прийти сваты. Уже сидя за столом в доме невесты, посланцы жениха, лишь через некоторое время признаются, что они собственно минавартта. По традиции, дать положительный ответ будущие тесть и теща не могут. И тогда сватов «выгоняют». Были случаи, когда сватов деллигировали по семь раз. Однако сейчас количество отказов со стороны невесты строго лиммитированно – можно не больше трех раз.

Миф второй: за невесту нужно платить калым. Это не так, но некоторые расходы на этом этапе жениху все же придется понести. Традиция называется – фидын(платить). Происходит действо в доме невесты. Брачное соглашение заключается между ее родителями и специальными людьми от жениха – фидауджита. Они оставляют некоторую сумму денег (обряд носит номинальный характер) в знак того, что обе фамилии породнились. Здесь же решаются все организационные моменты будущей свадьбы. Когда-то день бракосочетания назначали старейшины, сейчас брачующиеся сами делают свой выбор.

Еще одна дань традиции – «тайный визит жениха». Потенциальный супруг якобы по секрету назначает невесте встречу у нее дома. В этот день он приносит избраннице кольцо одно из дух свадебных платьев, духи и конфеты. Времена меняются, меняются и нравы. Раньше жених сам выбирал наряды своей невесте. В наше время он дает ей деньги, и она сама выбирает, то, что ей нравится, а потом тайно передает жениху. Вместе с женихом на негласный визит приходят два шафера – къухылхацаг( обязательно женатый мужчина средних лет) и амдзуарджин (ровесник жениха). Старший из них становится названным братом невесты, а младший – его помощником.
Обязательное условие в этом обряде! Жених ни в ком случае не должен оставаться в доме невесты на ночь, как бы долго не проходил прием.

Чего действительно нельзя опровергнуть, так это того, что на осетинскую свадьбу приглашают много людей. В народе слишком сильны родственные связи, чтобы не пригласить на торжество, к примеру, двоюродную племянницу троюродной сестры бабушки. Порой, чтобы вместить всех гостей, столы накрывают за пределами двора, так что улица оказывается перекрытой.

Сама свадьба проходит в двух местах одновременно: в доме жениха и в доме невесты.
Невеста находится у себя, стоит в специально отведенной комнате, опустив глаза, и не имеет права разговаривать с кем-либо из гостей. Так было раньше. Сейчас некоторые вольности ей позволяются. Заговорить она может, к примеру, со своими подружками. Однако если в комнату зайдет кто-то из старшего поколения, любые телодвижения и звуки тот час же прекращаются. Никаких столов, прогулок и прочего.

Пока невеста покорно ждет своего счастья, за пределами ее комнаты идет пир. Женщины и мужчины сидят за разными столами. Молодежь – вперемешку.

Где-то к полудню к дому невесты подъезжает кортеж жениха. Делегаты привозят с собой подарки для нее и ее семьи. Дарят обычно украшения и национальный костюм (второе свадебное платье), которые девушка должна сразу надеть. Переодевают невесту ее подружки.

Покинуть отчий дом девушка может только после «торга» между шафером и ее приятельницами. Затем старшие в семье мужчины благословляют невесту и желают счастья в новом доме. Все это происходит под зажигательный пляс танцора и акомпонимент ГАРМОНИСТКИ.

Свадебный кортеж направляется в ЗАГС. После оформления отношений в соответствии с гражданским кодексом, все едут в дом жениха. Кстати, законное заключение брака в Осетии носит скорее формальный характер. Важнее признание отношений окружающими.

В доме жениха все тоже самое, только в реверсе! Невесту подводят к старшим, они желают ей всего, чего можно пожелать. В это время звучит гармонь. Затем ведут ее в новую комнату, где она стоит опустив глаза и ни с кем не разговаривает.

В этом архетипичном сценарии есть свои интересные обряды. Хызисн – снятие фаты, иначе приобщение невесты к дому жениха. Для совершения действа из ее дома вызывают родственника. Он приезжает со специальным флажком, которым машет перед лицом девушки с пожеланиями фарн(не поддается переводу, это такое всеобъемлющее счастье ), а затем приподнимает фату.

Еще один обычай – мыдыскъус – чаша с медом. Невеста должна накормить всех старших женщин в доме жениха медом, приправленным топленым маслом с ложечки. По традиции вазочку, в которой был мед, должны выкрасть юноши, но это только после того, как невеста накормит всех.
После обряда невесту снова оставляют одну в комнате под охраной двух молодых людей, приехавших вместе с ней из родного дома. Празднества продолжаются.

Лишь вечером первого дня свадьбы жених имеет права познакомиться с родителями невесты. После того, как все гости разъедутся, он отправляется в дом к тестю с тещей. Там теща готовит новоиспеченному зятю очень-очень соленую яичницу, которую он должен съесть не поморщившись. Сакраментальный смысл этой традиции затерялся где-то в глуби веков и сейчас используется по умолчанию.

На второй день свадьбы в новый дом невесты приезжают ее родственники с приданым. Танцы и застолья продолжаются.

Что-то мы забыли про жениха! С невестой он может увидеться только на второй день. До этого момента он находиться в гостях у старшего шафера (кухылхацага).

На первое свидание с невестой жених приходит в окружении своих друзей. В этот момент на столе обязательно должны быть три пирога, пиво или арака(алкогольный напиток, по вкусу напоминающий виски).

Кухылхацаг произносит молитву: «молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжелая ноша – ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни...»

Миф третий: похищение невесты. В Осетии это не традиция, а ее нарушение.
Для семьи девушки это считается позором, так как на такое шли те, кому отказывали в сватовстве. Если такое происходило, то родственники девушки приходили в дом похитителя и спрашивали у нее, действительно ли она хочет остаться. В любом случае похищенная не могла вернуться в отчий дом, если провела ночь там, куда ее украли. Стороны, конечно, мирятся в таких случаях, но могут пройти годы.
О красивом, формировавшемся многие столетия, обычае осетинской свадьбы рассказать непросто, но мы надеемся, что вы получили представление об этой традиции. 

Желтая лента

Loading...
Рэп в России запретят совсем

Рэп в России запретят совсем

ЭТО девушка обнаружила в своей тарелке

Сети быстрого питания кормят людей едой для свиней

Комментарии (0)

    240x400

    Афиша

    240x400