Осетинская свадьба – традиции в новом формате

Как проходит национальная осетинская свадьба? Представители других культур, когда речь заходит о традиционном бракосочетании осетин, начинают с вопроса: а правда, что…? Давайте разберемся в особенностях национальных традиций, развенчаем некоторые мифы и поймем, что же нового появилось в этом древнем и таком красивом ритуале.
Осетинская свадьба – традиции в новом формате
Осетинская свадьба – традиции в новом формате Фото: Осетинская свадьба – традиции в новом формате
Как проходит национальная осетинская свадьба? Представители других культур, когда речь заходит о традиционном бракосочетании осетин, начинают с вопроса: а правда, что…? Давайте разберемся в особенностях национальных традиций, развенчаем некоторые мифы и поймем, что же нового появилось в этом древнем и таком красивом ритуале.
Итак, миф первый. Как и везде на Кавказе, в Осетии замуж выходят по решению родителей. Выбирают невесту, чуть ли не с рождения. Мнение оказалось бы верным, если перенестись лет на 150 назад! Да и то, у предков это было крайне редко. Действительно, познакомиться лично в давние времена парню с девушкой было сложнее. Юноши присматривали себе спутниц обычно на праздниках или на «чужих» свадьбах. При этом разговаривать друг с другом они никак не могли. Общение происходило посредством танца. Для этого в национальной традиции осетин есть две вариации: танец приглашение (симд) и массовый танец (хонга).

В век глобализации и технологий все происходит по упрощенной схеме: познакомились, влюбились, поженились. Однако традиции все равно остаются. Одна из них – сватовство.
Сватов должно быть трое: близкий родственник жениха, сосед жениха и знакомый семьи невесты. По- осетински троица называется – минавартта. На молодежном сленге их стали называть минотавры. Все они должны быть уважаемыми и старшими представителями своих семейств (к соседу это тоже относится).

Родители невесты всегда осведомлены, что в гости должны прийти сваты. Уже сидя за столом в доме невесты, посланцы жениха, лишь через некоторое время признаются, что они собственно минавартта. По традиции, дать положительный ответ будущие тесть и теща не могут. И тогда сватов «выгоняют». Были случаи, когда сватов деллигировали по семь раз. Однако сейчас количество отказов со стороны невесты строго лиммитированно – можно не больше трех раз.

Миф второй: за невесту нужно платить калым. Это не так, но некоторые расходы на этом этапе жениху все же придется понести. Традиция называется – фидын(платить). Происходит действо в доме невесты. Брачное соглашение заключается между ее родителями и специальными людьми от жениха – фидауджита. Они оставляют некоторую сумму денег (обряд носит номинальный характер) в знак того, что обе фамилии породнились. Здесь же решаются все организационные моменты будущей свадьбы. Когда-то день бракосочетания назначали старейшины, сейчас брачующиеся сами делают свой выбор.

Еще одна дань традиции – «тайный визит жениха». Потенциальный супруг якобы по секрету назначает невесте встречу у нее дома. В этот день он приносит избраннице кольцо одно из дух свадебных платьев, духи и конфеты. Времена меняются, меняются и нравы. Раньше жених сам выбирал наряды своей невесте. В наше время он дает ей деньги, и она сама выбирает, то, что ей нравится, а потом тайно передает жениху. Вместе с женихом на негласный визит приходят два шафера – къухылхацаг( обязательно женатый мужчина средних лет) и амдзуарджин (ровесник жениха). Старший из них становится названным братом невесты, а младший – его помощником.
Обязательное условие в этом обряде! Жених ни в ком случае не должен оставаться в доме невесты на ночь, как бы долго не проходил прием.

Чего действительно нельзя опровергнуть, так это того, что на осетинскую свадьбу приглашают много людей. В народе слишком сильны родственные связи, чтобы не пригласить на торжество, к примеру, двоюродную племянницу троюродной сестры бабушки. Порой, чтобы вместить всех гостей, столы накрывают за пределами двора, так что улица оказывается перекрытой.

Сама свадьба проходит в двух местах одновременно: в доме жениха и в доме невесты.
Невеста находится у себя, стоит в специально отведенной комнате, опустив глаза, и не имеет права разговаривать с кем-либо из гостей. Так было раньше. Сейчас некоторые вольности ей позволяются. Заговорить она может, к примеру, со своими подружками. Однако если в комнату зайдет кто-то из старшего поколения, любые телодвижения и звуки тот час же прекращаются. Никаких столов, прогулок и прочего.

Пока невеста покорно ждет своего счастья, за пределами ее комнаты идет пир. Женщины и мужчины сидят за разными столами. Молодежь – вперемешку.

Где-то к полудню к дому невесты подъезжает кортеж жениха. Делегаты привозят с собой подарки для нее и ее семьи. Дарят обычно украшения и национальный костюм (второе свадебное платье), которые девушка должна сразу надеть. Переодевают невесту ее подружки.

Покинуть отчий дом девушка может только после «торга» между шафером и ее приятельницами. Затем старшие в семье мужчины благословляют невесту и желают счастья в новом доме. Все это происходит под зажигательный пляс танцора и акомпонимент ГАРМОНИСТКИ.

Свадебный кортеж направляется в ЗАГС. После оформления отношений в соответствии с гражданским кодексом, все едут в дом жениха. Кстати, законное заключение брака в Осетии носит скорее формальный характер. Важнее признание отношений окружающими.

В доме жениха все тоже самое, только в реверсе! Невесту подводят к старшим, они желают ей всего, чего можно пожелать. В это время звучит гармонь. Затем ведут ее в новую комнату, где она стоит опустив глаза и ни с кем не разговаривает.

В этом архетипичном сценарии есть свои интересные обряды. Хызисн – снятие фаты, иначе приобщение невесты к дому жениха. Для совершения действа из ее дома вызывают родственника. Он приезжает со специальным флажком, которым машет перед лицом девушки с пожеланиями фарн(не поддается переводу, это такое всеобъемлющее счастье ), а затем приподнимает фату.

Еще один обычай – мыдыскъус – чаша с медом. Невеста должна накормить всех старших женщин в доме жениха медом, приправленным топленым маслом с ложечки. По традиции вазочку, в которой был мед, должны выкрасть юноши, но это только после того, как невеста накормит всех.
После обряда невесту снова оставляют одну в комнате под охраной двух молодых людей, приехавших вместе с ней из родного дома. Празднества продолжаются.

Лишь вечером первого дня свадьбы жених имеет права познакомиться с родителями невесты. После того, как все гости разъедутся, он отправляется в дом к тестю с тещей. Там теща готовит новоиспеченному зятю очень-очень соленую яичницу, которую он должен съесть не поморщившись. Сакраментальный смысл этой традиции затерялся где-то в глуби веков и сейчас используется по умолчанию.

На второй день свадьбы в новый дом невесты приезжают ее родственники с приданым. Танцы и застолья продолжаются.

Что-то мы забыли про жениха! С невестой он может увидеться только на второй день. До этого момента он находиться в гостях у старшего шафера (кухылхацага).

На первое свидание с невестой жених приходит в окружении своих друзей. В этот момент на столе обязательно должны быть три пирога, пиво или арака(алкогольный напиток, по вкусу напоминающий виски).

Кухылхацаг произносит молитву: «молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжелая ноша – ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни...»

Миф третий: похищение невесты. В Осетии это не традиция, а ее нарушение.
Для семьи девушки это считается позором, так как на такое шли те, кому отказывали в сватовстве. Если такое происходило, то родственники девушки приходили в дом похитителя и спрашивали у нее, действительно ли она хочет остаться. В любом случае похищенная не могла вернуться в отчий дом, если провела ночь там, куда ее украли. Стороны, конечно, мирятся в таких случаях, но могут пройти годы.
О красивом, формировавшемся многие столетия, обычае осетинской свадьбы рассказать непросто, но мы надеемся, что вы получили представление об этой традиции. 

Комментарии (0)

    Новости

    1555661393

    Житель Владикавказа опубликовал в интернете свастику из-за девушки

    1555660567

    Иностранцы попались на торговле наркотиками во Владикавказе

    1555581903

    Жителей Северной Осетии терроризируют змеи

    1555580053

    Умер корреспондент Первого канала из Северной Осетии

    1555500832

    Во Владикавказе преображают территорию железнодорожного вокзала

    1555499612

    Бездомные животные Владикавказа обретут новое жильё

    1555412784

    Житель Северной Осетии позарился на чужую арбузную клетку

    1555410463

    Мошенники лишили жительницу Владикавказа 70 тысяч рублей

    1555332472

    Осетинка победила на международном турнире по женской борьбе

    1555320653

    Осетинский артист стал номинантом популярной музыкальной премии

    Наши авторы

    Алексей Угаров

    Алексей Угаров

    Не установлено

    Максим Ковалев

    Максим Ковалев

    Ольга Дьякова

    Ольга Дьякова

    Евгений Омельченко

    Евгений Омельченко

    Вилонова Оксана

    Вилонова Оксана