Наследники скифов – осетины. Кто они?

Конницы скифов, сарматов, готов , гунов с гиком проносились по причерноморским степям, вливаясь в единый поток Великого переселения народов. Уходили в небытие империи и царства, появлялись новые этносы. Из слабеющих полукочевых племен появилось новое энергичное племя - Аланы, история которых впитала в себя тридцать веков. Так кто они такие и откуда появились на Кавказе?
Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881. ГРМ
Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881. ГРМ Фото: Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881. ГРМ
Конницы скифов, сарматов, готов , гунов с гиком проносились по причерноморским степям, вливаясь в единый поток Великого переселения народов. Уходили в небытие империи и царства, появлялись новые этносы. Из слабеющих полукочевых племен появилось новое энергичное племя - Аланы, история которых впитала в себя тридцать веков. Так кто они такие и откуда появились на Кавказе?
Европейские ученые-путешественники, появившиеся на Кавказе в 18 веке, терялись в догадках – кто такие осетины? Спустя столетие российский ученый Андрей Шегрен доказал, что этот народ – результат смешения семитов с арийцами. Доказательством этой теории стало обширное лингвистическое исследование.

Интригующе, но слово «лондон» есть не только у англичан, у осетин оно означает – «пристань, гавань». А вот название другой европейской столицы – Лиссабон с осетинского на русский переводится как «восходящий день» (всего в европейских языках насчитывается около полутысячи подобных этнотопонимов). Слово «дон» переводится как вода. Один и тот же корень в названиях других рек Днепр, Дунай, Днестр - языковое наследие, доставшееся осетинам от скифов и аланов.

Современная историческая наука определяет этническую последовательность, в результате которой и появились современные осетины. Преемственность в корневой этнической системе народов началась со скифов. В 7 веке до н.э. они вытеснили киммерийцев, населявших Северное Причерноморье. За три столетия скифы создали свое государство, простиравшееся от Азова до Дуная. Это был золотой век Скифии, оставивший свой отпечаток в мировой истории. Изучением культуры и искусства скифов ученые заняты до сих пор. Тайны курганов-могильников, в которых археологи находят уникальные украшения из золота и серебра, изображение людей и животных и геометрических орнаментов на тесаных плитах, влекут исследователей не одно столетие.

На смену скифам пришли готы. Они уничтожили преуспевающее скифское царство и увлекли покоренных за собой на Запад. В истории это явление получило название Великое переселение народов. Из осколков скифо-сарматских племен появились первые аланы. Часть из них продолжили свое путешествие и через Галию, попали в Испанию, а затем Северную Африку. Другая часть отправилась в предгорья Кавказа, где потом они образовали раннефеодальное Аланское государство.

Даже Рим признавал достижения Алании и союзничал с ней. Римская империя принимала аланских воинов как солдат, им предоставлялось право на владение землей. Кстати, император Марк-Аврелий, чья конная статуя возвышается над одной из площадей Рима, восседает именно на аланском скакуне, считают историки.

Христианство проникло в Аланию в 9 веке. Основная часть осетин исповедует его до сих пор. Однако поистине ортодоксальной эту религию в Осетии назвать сложно. Многое из традиций и в современной вере осетин переплетается с древними ритуалами язычества, оставшихся еще со времен скифов. К примеру, цепь, на которой подвешивали котелок для приготовления пищи, в осетинских семьях почитается как священная. Мужчины дают у этой цепи клятвы, а девушки поклоняются ей, когда выходят замуж.

Интересная традиция появилась в Осетии во времена принятия христианства. День Хетага почитается и поныне. Легенда гласит: язычники не простили отважному воину Хетагу того, что он принял новую веру. Они преследовали его повсюду. И когда уже почти настигли его, Хетаг обратился к Богу с молитвой. Тогда огромная куща деревьев отделилась от леса и укрыла его. Имя этой кущи - Уастырджи. Находится она вблизи Владикавказа. Каждый осетин стремится побывать в роще в День Хетага, который отмечается в июле.

Разрушительный ветер перемен с востока уничтожил процветающее Аланское государство. Орды татаро-монгол захватили равнины Предкавказья. Уцелевшие аланы в 1238-1239 покинули обжитые степи и ушли в горы. Часть из них проникли в Закавказье на южную сторону хребта. Так один народ оказался разделенным.

Спустя время побежденный, но не сломленный народ возродился под именем оссы, или ныне осетины. Былая слава и могущество аланов затерялись в глуби веков, но лишь для того, чтобы возродиться вновь.

Вообще многое, в том числе и уникальная письменность аланов в те времена, была навсегда утеряна. Позднее она была восстановлена уже на основе кириллицы. История двух народов – русских и осетин тесно переплетена.

Точной даты, когда именно Осетия была включена в состав Российской империи, нет. Историки не пришли к единому мнению. Однако свой выбор осетинский народ сделал добровольно. 25 сентября 1750 года в Петербург прибыли пять осетинских послов и архимандрит Пахомий, которые заявили императрице Елизавете Петровне, что «весь осетинский народ желает быть подданным русской короны».

Осетинам разрешалось расселяться на равнинах Северного Кавказа. Осетия была также важна для России, как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье. Вскоре на берегу Терека поднялась крепость Владикавказ, от которой была проложена Военно-Грузинская дорога. Осетины охраняли эту важную магистраль.

Разделенные Кавказским хребтом южные и северные осетины никогда не прекращали родниться. И сейчас они тесно общаются, ездят друг к другу в гости и играют свадьбы.

Комментарии (12)

  1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 20:47 # 0
    «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои.»
    Николай Рерих

    «Этот народ (аланы. — К.Ч.) является благороднейшим и храбрейшим народом в мире.» Епископ Мариньоли. 1243 г.

    «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои. Приходя и к сношению с Византией, вспоминая императора Юстениана, вспоминая Крестоывые похлды, сколько поистине героических вех вел и ведет Ваш народ, полный сознанием героизма и стремлением к истинному совершенствованию. Народ, мечтающий о героизме, готовит себе расцвет...» Из письма Н.К. Рериха Осетинскому комитету в Париже (209, c. 3)

    "… Аланы — предки современных осетин — исстари стояли на страже исторических рубежей, охраняя проходы в Европу и грудью заслоняя народы нынешней Европы от смертельных ударов диких орд кочевников, приходивших из Азии в Европу, через Дарьяльские ворота. Осс-аланам, таким образом, обязаны народы Европы своим национальным и политическим бытьем." Дз. Дзанти (249, c. 6-7)
    «Да, сейчас только один народ может считать себя прямым потомком сарматского племени — осетины, родоначальниками которых были аланы.» В. Левин. 1982 г. (12, с. 280)

    «В центре хребта (Кавказского — К. Ч.) живет народ, которому исторические изыскания вот уже трех четвертей века отводят роль, значительно превосходящую его нынешнюю численность, — осетины… Последний осколок обширной группы племени, которых Геродот (отец истории, живший в V веке до н. э.) и др. историки и географы древности называли скифами и сарматами и которые в водовороте великих нашествий, по всей Европе, оставив свой след и как бы свою подпись даже во Франции...» Жорж Дюмезиль. 1976 г. (15, с. 9)

    «Cвиим прошлым Осетия тесно связана великим русско-южным и среднеазиатским кочевым миром, этим мостом между культурами Средиземноморского бассейна и Дальнего Востока… В настоящее время только начинает выясняться громадная культурная роль этих премен-всадников (алан — К. Ч.), создавших красочную орнаментику, мощно повлиявших на зодчество раннего средневековья и пересоздавших Римскую и Китайскую конницу, внеся новое вооружение и новую тактику боя. Это культурное наследие ещё живо во многих областях среднеазиатского мира своим размахом достойно самого глубокого изучения.» Юрий Рерих. (209, c. 4)

    «Осетины — один из самых любопытных народов Кавказа… Они всегда были особым предметом исследователей, этнографов Европы, но все-таки не изучены. Это — один из первобытных народов Кавказа, один из старейших членов индоевропейской семьи. Осетины — (азы, асы) — старше германцев и славян… Осетины были одним из первых христианских народов.» С. Фарваровский. Газета «Терек». 1917. № 5705 (250, c. 178-179)

    «Всю страну. которая простирается о Кавказа до Каспийских ворот, занимают аланы» П.Кесарийский 6-й век (210, с. 381)
    Весь степной юг Восточной Евпропы был заселён в первые века нашей эры племенами алано-скифо-сарматов (скифо-сармато-аланов. — К. Ч.). А. Удальцев (212, с. 46)

    Аланы — самоназвание Ироны, в византийских источниках — Аланы, по-грузински — осы, по-русски — ясы. Часть алан вместе с гуннами учавствовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию и достигла Северной Африки… На рубеже IX — X веков у алан возникает раннефеодальное государство… Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатки которых являются городища Нижне-Архызское на р. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джулатское на р. Терек, Алханкалинское на р. Сунжа и др. О богатейшей аланской культуре дают представление знаменитые катакомбные могильники и городища на Сев. Донце и Северном Кавказе. Прикладное искусство Алании в IV — V веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными камнями. О наивысшем расцвете искусства алан (X — XII вв.) cвидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия)… В X — XII веках у алан зародилась письменность… Прямыми потомками алан являются современные ираноязычные осетины. БСЭ. Изд. 3-е Т. 2. С. 381

    Аланы были населением центральной части Северного Кавказа не менее 1300 лет. Они прошли богатый событиями, сложный и тернистый путь, создали и развили яркую культуру. Естественно думать что вклад их в современную историю и культуру Северного Кавказа значителен. В чем же заключается аланское наследство, кто наследники создавшихся веками традиций? Прежде всего нужно отметить, что в пучине времени не исчез аланский язык — он стал основой современного осетинского языка. В этом огромный научный интерес осетинского языка как уникального осколка некогда обширного арсенала североиранских языков. Другая сторона аланского наследства не менее важная, чем язык, — фольклор. Здесь на первом плане, конечно, cтоит выдающийся памятник духовной культуры древности, шедевр устно-поэтического творчества — героический нартский эпос. Без всякого преувеличения можно утверждать, что нартский эпос должен быть поставлен в один ряд со скандинавскими и истрандскими сагами, германскими Нибелунгами, карельской Калевалой… Таким наследием можно гордиться! В.А. Кузнецов. 1984 г. (2, c. 279-281)

    «Азы» «ассы» или осетины, существовали на Кавказе ещё в недосягаемой глуби времени… Газета «Новое обозрение». 1887. № 1177 (23, c. 27)
    «Рядом со страною аланов живут абхазы, исповедующие — христианскую религию, и в наше время у них есть царь. Царь алан сильнее их и область их простирается до города Кабх» МАСУДИ. X в. (81, c. 23)
    «Cреди различных народов, населяющих Северный Туркестан в ранние времена, возможно, аланы — самый интересный и самый важный, исходя из той роли, которую им предначертано было сыграть в мировой истории позднее. Стартовав в Центральной Азии, они позднее распространились по различным частям света. Одна ветвь алан мигрировала даже в Испанию и Северную Африку, их кровь ещё течёт в жилах народов, живущих в этих регионах. Другая ветвь закончила свой путь на северных склонах Кавказа. Эта ветвь, под именем осетин, сохранила свой древний языу и сохранила этническую тождественность на протяжении столетий. Это еденственная из многочисленных сарматских групп, пережившая все сложности времени.» Уильям М. Мак-Говерн (251, с. 40)
    «Аланы, иранский народ сарматской групы, потомками которых являются осетины, играли очень важную роль в изменении истории средиземноморского мира в течении первых пяти веков н. э.» Г. Вернадский (256, c. 81)

    «Аланы давно заслуживают серьёзного изучения как уникальное явление в истории Западной Европы.» Б. Бахрах
    «Мы, русские, даже наиболее образованные, знаем так мало об этом интересном и оригинальном народе, входящем в состав нашего русского народа… Осетины, может быть, одно из самых любопытных и загадочных племен на свете… Теперь трудно сомневаться, что осетины, или осы, называющие, впрочем, cебя иронцами, предстовляют собой одних из первобытных обитателей Кавказа и одних из самых старых народов индоевропейской семьи, гораздо старше германцев, славян и пр… Cамо слово „Азия“ очевидно от азов (ассы, яссы — так называли осетин. — К.Ч.), давших свое имя и Азовскому морю.» Е. Марков. 1825 г. (77, c. 149-151)
    «Этот народ (осетины. — К. Ч.) такого широкого и притом древнего эпоса, подобно которому трудно встретить. Песни, сказки и былины осетин могут наполнить собою тома, и часто длинные зимние вечера в темной сакле, вокруг горячего очага, проводят они в безмолвном наслаждении, слушая старого сказителя или песенника, бренчащего на своей двуструнной скрипке (фаендыр). Весь осетинский эпос вертится на рассказах о подвигах нартов, этих кавказских нибелунгов своего рода.» Е. Марков. 1825 г. (77, с. 189)

    «Если вникнуть в быт этого (осетинского. — К. Ч.), то легко убедиться, что… он сохранил следы лучшего происхождения, чем прочие горские народы. Чистота и удобство жилищ, шкафы, кровати, кресла с резьбой, напитки, пища, о чем соседние народы… не имели понятия — все это свидетельствует, что осетины — остатки какого-то некогда образованного народа Азии, загнанные сюда, в трущобы Кавказа, бурями, потрясавшми мир древний.» О. Константинов. 1850 г. (73, c. 70)
    «Рядом с ингушами, по преимуществу на левом берегу Терека, живут осетины… Богато одаренный, красивый, стойкий и энергичный народ, он в культурном и экономическом отношениях далеко опередил своих более инертных и менее удачливых соседей и ныне может бодро и с надеждой смотреть на свое будущее — оно у него обеспечено.» В.П. Пожидаев. 1926 г. (83, c. 22-23)

    «Не подлежит сомнению, что осетины с древнейших времен составляли сильную нацию…
    … Осетины имели четыре сословия:
    1) уазданлагов „уаездан гаг“ (князей и дворян);
    2) кавдасаров „каевдаесард“ (податных);
    3) фарсагов „фаерсаг“ (вольных);
    4) гурзиаков „гуырдзиаг“ (холопов); „
    Газета “Новое обозрение». 1891. № 2756 (23, c. 51-52)
    «Принадлежавшие к грузинскому сословию были, собственно, холопами. Они преимущественно приобретались из Грузии, оттуда или увозились в плен, или же приобретались посредством покупки, отчего они и получили свое название „гурзиак“, т. е. грузинец. Это сословие алдары продавали и дарили, как полную свою собственность.» Газета «Терские ведомости». 1889. № 69 (161, c. 328)
    Из книги – Осетия и Осетины (составитель Казбек Челехсаты) 1994 г.
    1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 20:51 # 0
      Осети́нский язы́к (самоназвание Ирон (Iron) æвзаг) — относится к восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сохраняет генетическую преемственность с языком аланов и скифов. Осетинские топонимы во время Аланских походов распространились по России и европе. К примеру река Дон на Кубани где жили аланы. На осетинском Дон это вода. Отсюда и реки в Осетии с окончанием Дон — АрДон, МамисонДон, УрсДон, ФиййагДон и т.д.

      Oсетины — последний осколок обширной группы племен которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами.
      Жорж Дюмезиль (один из крупнейших ученых)

      Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал: “Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы". С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryna- — «арий», «благородный»)

      «Особое внимание мировой науки давно привлекает осетинский язык, как уникальный остаток языка древних иранцев – скифов, сарматов и алан.»
      И. М. Дьяконов

      Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои… В основе своей нартовский эпос – осетинский.
      Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология, 1976.– С. 161.

      Пусть простят меня народы Кавказа, но нартский эпос принадлежит осетинам… Нартовский эпос заслуживает внимания, прежде всего, потому, что непосредственно отражает жизнь и душу народов – его носителей.
      Дюмезиль Ж.

      Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем — прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов.
      Эмиль Бенвенист

      На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами. При их иранском языке это неудивительно.
      Ганс Ф. К. Гюнтер (Hans Friedrich Karl Günther)

      Источник: justpaste.it/143uq
      1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 20:59 # 0
        Интересные этимологические связи:

        МадАлон материнский язык;
        То же самое применимо и здесь: ФыдАлон отцовский язык
        Фыдалон бæстæ — отцовская аланская страна, край, местность;
        Cываллон — в переводе с Алано-осетинского — ребенок;
        Далее: АвдАлон с Алоно-осетинского переводится как — Свободный;
        И так далее…
        justpaste.it/14st8
        s04.justpaste.it/files/justpaste/d414/a15229706/5d9655f7ce884ffdf7e2a17dc1463d7e.gif

        Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. АС-АЛАН (АS-Alan) — происходит от древнеиранского слова «ариана» aryāna- — «арийский», «благородный», популярного в этнонимике скифо-сарматского населения (Сарматы, Роксолане — родственное скифам кочевое племя). Ac-Аланы – II–IX вв. н.э. Во II в. н.э. К востоку от Дона сложился племенной союз, возглавленный одним из сарматских племён – аланами. В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника…

        Рефлекс аланского (то есть «арийского») самоназвания сохранилось у осетин только не только в Нартском Эпосе и других жанрах национального фольклора, но и в топонимике, традиционной и духовной системе. Отсюда и — arya- самоназвание осетин-иронцев (ир, ирæттæ, arion, ariag). Река Ардон перевод как река ариев (дон — вода) итд. С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск.и А. Кристолем, осетинский этноним восходит к др. иран. «arya».

        Основную часть лексического состава санскрита составляют слова, унаследованные из общеиндоевропейского. Для иллюстрации ниже приведены некоторые слова, имеющие точные или достаточно близкие этимологические соответствия в русском языке. Практически для всех приводимых санскритских слов имеются соответствия и в других индоевропейских языках.
        С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryāna- — «арий», «благородный»)

        Не считаю я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ее ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным в трудах языковедов и между ними — проф. Всев. Миллера в его «Осетинских этюдах.»
        (Кулаковский Ю.А.)

        Принадлежность тех племен, которые носили у древних название сарматов, к иранской ветви арийской расы возведено в современной науке на степень прочно установленного факта.
        (Кулаковский Ю.А.)

        А.Я. Гаркави – О происхождении названий некоторых крепостей на Таврическом полуострове. 1875 г.:
        s04.justpaste.it/files/justpast… b1826c.jpg

        На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами. При их иранском языке это неудивительно.
        Ганс Ф. К. Гюнтер (Hans Friedrich Karl Günther)

        Одного швейцарского исследователя поразило, что Марк Антоний, Цезарь, Гальба, Веспасиан и Траян имели такие же очертания головы, какие он наблюдал у себя в Швейцарии и назвал «высокогорной формой» (теперь их называют нордическим типом). Август, согласно Светонию, был очень светлым. Многие императоры эпохи упадка были «варварской» крови. Первым настоящим германцем на троне цезарей был Максимин Фракиец, сын гота и аланки. Нордические черты имел и Валентиниан I. В римской армии было много германских наемников, которые позже осели в Италии и внесли туда свежую струю нордической крови. Это на какое-то время замедлило гибель Империи.
        Ганс Ф. К. Гюнтер (Hans Friedrich Karl Günther)

        (Hans Friedrich Karl Günther (16. Februar 1891 in Freiburg im Breisgau; War ein Deutscher Eugeniker, der in der Weimarer Republik Rasseforscher. Zahlreichen Forschern gilt er neben Houston Stewart Chamberlain).

        Столь парадоксальная ситуация, в которой оказались волею судеб осетины, была впервые отмечена в 1814 г.: ее вероятность признал Генрих фон Клапрот…
        Однако только в 80-е годы русский ученый высшего класса Всеволод Федорович Миллер рассмотрел это обстоятельство и с лингвистической, и с этнографической точки зрения, посвятив ему три тома своих «Осетинских этюдов» (1881 – 1887)…
        С тех пор осетины и их язык привлекают заслуженное внимание иранистов как в СССР, так и на Западе.
        Жорж Дюмезиль

        Aланы и асы — это этнонимы. AC – так обозначали себя Аланы-ас в древности. На осетинском Я – АЗ/АС. Асы — совр.название осетин (АСетин).

        Аланов авторы древности называли Асами. уАСдан культурный, благородный итд
        Перевод с осетинского: Я – есть АС- я дан – являюсь. Я являюсь Благородным; перевод с алано-осетинского: уАСдан — АС — Я, Дан — являюсь;

        САРмат – точный перевод с осетинского — мыслящая, переживающая голова; Не редко военачальник;
        Английская форма обращения СЭР, это привнесённый САРматами термин. К такому выводу пришли не только некоторые британские исследователи.

        Отсюда мы видим прямую связь со САРмато-алано-асетинским корнем — СÆР — голова; САРдар — главный, правитель;
        СÆРМÆТ переводится с асетинского как мыслящая, переживающая голова.

        Сэр (Cӕр) (англ. sir, Sir, от старофранц. sieur, господин, государь, в свою очередь от лат. senior, старший) — почётное именование мужчины в англоязычном мире, имеющее два значения — титул и обращение.

        Сир — форма обращения к монарху в Британии и Бельгии. Соответствует русскому Ваше Величество, Государь. Ранее также употреблялось в Англии, Франции, Италии, Германии и Испании. Исторически обращение сир имело более широкое использование. На протяжении средних веков сир обычно использовалось в обращении к своему сеньору, либо просто к человеку, стоящему выше на феодальной лестнице.

        Накануне Пятидесятницы пришли к нам некие Аланы, которые именуются там Аас…
        Путешествие Де Рубрука

        Ac – так обозначали себя Аланы в древности. Осетинский я – АЗ/АС. Асы — совр.название осетин. В древнеславянских летописях алан (осетин) называли Ясы, грузины осетин называли Оси (производное от Асы — Ас)

        Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются «Ас». Они — христиане и были изгнаны и разорены татарами. Страна лежит на горах, на побережьях, на равнинах;
        Барбаро

        Кстати в грузии сохранилось и старое название осетин Асатиани, где явно просматривается осетинское асата и грузинское окончание ани. Таким образом грузинское название осы, овси могло возникнуть из того же корня. Отсюда и Ос-(АС)Багатар — Царь Ас-Алании (Осетии) — титул военного вождя алан.

        «Они являются в наши дни величайшим и благороднейшим народом мира, прекраснейшими и храбрейшими людьми», — так писал об Аланах францисканец Мариньолли.

        Аланские племена называются Ас идентичное с древнерусским Ясы (впервые засвидетельствовано в 936 г. по Р. Хр.) и с грузинской формой Ос, откуда современное название народа — Осетины. Под именем Ас, Аланы известны писателям эпохи: Плано Карпини (1246 г.), Рубруку (1253 г.), Рашид-ад-дину, Ибн-Батуту и венецианцу Иосафату Барбаро (ХV в.). Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель — май — июнь

        Аланские дружины в Монгольскую эпоху. Рерих Юрий Николаевич
        s02.justpaste.it/files/justpaste/d414/a15229706/b9b25994e13369a0ca677f1f0549ca0e.png

        Источник: historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.de

        Источник: justpaste.it/14st8
        1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:01 # 0
          Самый древний европеец оказался осетином
          kuduhov.livejournal.com/30074.html?view=87674#t87674

          Гаплогруппа осетин сарматоаланская протоарийская как R1a,R1b и G2.И наш народ ВЕЗДЕ в Европе определяется по языку в Англии как древнесаксонский, в Германии как нижнесаксонский или как древненемецкий, и к иранским, А ВЕРНЕЕ АРИАНСКИМ-арийским имеет такое же отношение, как и русский, немецкий или романский язык.А вернее всего осетинский язык настолько архаичен, что его можно причислить к ЛЮБОМУ индоевропейскому языку как его первооснову, и он гораздо архаичнее скифского.Туаллагтаэ только малая часть осетин в Туалии, в паре ущелий, а основная часть имеет сарматскую Г гаплогруппу и западноевропейскую R1b,R1a немного русскую.Прекрати тут свою еврейскую -иверскую пропаганду гнать, вы на земле ариев живёте и ведите себя как гости, иудеи-гюрджи…

          У осетин ПЯТЬ эпосов-столько ни у одного народа нет, даже индийского.НАРТСКИЙ, ДАРЕДЗАНОВСКИЙ, ЦИРЦИАТСКИЙ, АЛГУЗИАНА И АМРАН.и там вся история арийской расы отражена.У какого племени есть такое? У вашего «кавказского субстрата»только Нартский эпос есть, представляющий У НИХ смесь из этих наших сказаний, БЕСПОРЯДОЧНУЮ.Если это Вас не убеждает, то Вы просто не специалист.

          У нас ПЯТЬ эпосов-столько ни у одного народа нет, даже индийского.НАРТСКИЙ, ДАРЕДЗАНОВСКИЙ, ЦИРЦИАТСКИЙ, АЛГУЗИАНА И АМРАН.и там вся история арийской расы отражена.У какого племени есть такое? У вашего «кавказского субстрата»только Нартский эпос есть, представляющий У НИХ смесь из этих наших сказаний, БЕСПОРЯДОЧНУЮ.Если это Вас не убеждает, то Вы просто не специалист.
          И есть генетика, говорящая ОДНОЗНАЧНО что Кавказ ИЗДРЕВЛЕ был населён исключительно ариями, а семитские нахскодагестанской, картвельской и адыгоабхазской семей народы позже пришли из малой Азии.

          kuduhov.livejournal.com/30074.html?view=87674#t87674

          Слово «Лондон» осетины воспринимают как свое, поскольку на их родном языке оно означает — гавань, пристань. А «Дувр» — ворота, «Бонн» — день, «Лиссабон» — восходящий день. Подобных интригующих этнотопонимов в европейских языках насчитывается до 500. Немало их и в России: например, «Дон» по-осетински означает «вода». От этого же корня пошли названия и других рек — Днепр, Днестр, Донец, Дунай. Все это — «визитные карточки» древних скифов и аланов, предков современных осетин.

          Сходство лишь некоторых (в большом списке) английских и осетинских слов:
          Ирон с английского iron — это железо
          Reward — награда, осет. Лаевард – награда
          Paid- осет.пайда – выгода
          Father – осет.фыд – отец
          Mother — осет.мад — мать
          Name – осет.ном — имя
          is – осет.ис — есть
          Englisch — door — осет.дуар — дверь
          Аrm — осет.арм — рука (спорт Армреслинг)
          egg – аиk — яйцо
          narrow – осет. нарæг — узкий
          middle — мидæгаей
          all — аллы — всё, oбo-всём…
          another – осет.æндæр — другой
          hoot – осет. хут — шапка
          Yard (kourt) – осет.кæрт — двор
          dress – платье murder дарæс – одежда
          murder – убийство — мард
          nanny – няня (бабушка) осет.нана
          my – осет. мæ – мой
          enter (англ.ввод, пуск) – осет. андæр — другой (следующий)

          Лондон Сарматы (Аланы) назвали — ЛонгДон ЛаугаДон стоящая (медленная застойная) река; Лондон — «пристань» Река Кройдон (близ Лондона) переводится на осетинский как «мельничная река»
          и т.д…

          Устье реки Рона (22,5 км.) в Англии называется — AllonDon

          Transcaucasia: Sketches of the nations and races. August Haxthausen (Freiherr von). London, 1854. Стр. 394: «Осетины, которые того же племени, что и аланы, ранее населявшие также склоны и равнины Кавказа, и управлялись своими царями, но в четырнадцатом веке они были изгнаны, и вынуждены уйти в горные укрытия».

          Atlantis Encyclopedia. London, 1858. “The Iron or Osseti of the Caucasus are descendents of the Alani, one of the Sarmatian tribes.”
          Что в переводе означает: Ироны, они же Оссети, на Кавказе являются потомками Аланов, одного из Cарматских племен.

          Если посмотреть на карту Великобритании, Ирландии и Осетии, то можно заметить, что некоторые гидронимы и топонимы имеют одина¬ковую фонетическую и графическую форму суффикса и префикса – дон –, что в осетинском языке означает – «вода», «река».

          Очень интересны так же параллели Осетии-Алании с Ирландией.
          Респу́блика Ирла́ндия (англ. Ireland) IR LAND. ИР ЛАНД — СТРАНА. Страна ИРов, по осетински Осетия именуется Ирыстон — ИРстон. Теперь переводим на английский и видим…

          Рассмотрим это на топонимических примерах, как в английском, так и в осетинском языках, на примерах суффиксов, аффиксов и префиксов –дон – don…

          б) реки: Калмдон в Северной Ирландии), Кройдон (под Лондоном), Ледон (в Англии), Лоддон (р-н Лондона), Литл-Дон (р-н Англии).

          в) горы: Сноудон (наивысший пик Кембрианских гор в Северном Уэльсе, высотой 1085 метров над уровнем моря).

          2. С префиксом –дон–:
          а) города: Донгегол (в заливе Донегол в Ирландии), Донкастер (на р. Дон в Англии) Донсон-Бридж (в Англии).
          б) реки и залив: р. Дон (бас. Хамбер, в Англии), р. Дон в Шотландии), залив Донегол (на северо-западе Ирландии).
          3. С основой – дон –

          а) города: Лондондери (в Сев. Ирландии у залива Лох-Файл), Лондоналд (в Шотландии).
          б) графство: Хантингдоншир (в Англии).

          Откуда же в гидро и топонимике столь далеко географически расположенных мест присутствуют сходные элементы? Обратимся к истории происхождения народов – осетин, англичан и ирландцев, так как без знания истории вопроса трудно проводить параллели фонетического и графического сходства в языках вышеупомянутых народов.

          Топонимы и гидронимы Великобритании и Ирландии:
          1. С алано-асетинским суффиксом -дон-:

          а) города: Ашингдон, Базилдон, Бовингдон, Коулсдон, Лонгдон Хилс, Лейндон, Лондон-Колни, Лонг-Крендон, Молдон, Пелдон, Райдон, Реттендон, Невендон, Стандон, Саут-Оксендон, Уодсдон, Уорплесдон, Уэст-Кландон, Фарингдон, Тейдон-Батс, Хамблдон, Ходсдон, Хендон, Хордон-он-вэ-Хилл, Шеффилд-апон-Лон-дон (район Лондона) Билсдон, Грейт-Оксе-ндон, Даддон, Ийдон, Кливдон, Колдон, Лонгдон, Лондон (кельтское название, как отмечает Ф. Е. Холлидей в книге «История Англии»), Суиндон, Уидон-Бек, Уэст-Хаддон, Хелмдон, Бейлдон (в Англии), Абингдон (графство Беркшир), Бандон (на южном побережье Ирландии), Бадон (в 500 году здесь произошло сражение между англичанами и романизированными кельтами во главе с Амбросиусом Ауреллианусом), Инвергордон, Уэст-Гордон (в Шотландии), Карндона (на севере Ирландии). Уимблдон (под Лондоном, знаменит своими теннисными кортами) Хантингдон (графство Хантингдоншир).

          Скифский язык – язык древних скифов. Под названием скифского языка обычно объединяют родственные иранские наречия, представляю¬щие собой самостоятельную северо-восточную ветвь иранской группы языков. Носители скифского языка были известны античным авторам под названием скифов, сарматов, алан. Во второй половине I тысячелетия до н. э. скифские наречия распространились на обширной территории Северного Причерноморья и Прикаспия, от Дуная до Яксарта (Сырдарья). Потомком одного из скифо-сарматских наречий является осетинский язык на Кавказе.
          БСЭ. Изд. 3-е. Т. 23. С. 507 – 508

          www.evpatori.ru/wp-content/uploads/2011/09/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%B8.jpg

          Скифские реки из «Истории» Геродота котороые легко переводятся на скифо-алано-осетинский язык:

          Борисфен (Бар-ис-фен) – река Скифии (р.Днепр)

          Геррос — Геродот (кн. IV, 56). Река Герр — это старое русло реки Салгир в Крыму, севернее посёлка Гвардейское, Чатырлык и Перекопская группа соленых озер. Река Герр далее проложила себе путь по Приднепровской возвышенности

          Гипанис — река в Скифии (р. Южный Буг),

          Данапр (Δαναπρις) – река Днепр (Ды-не-на-пр) имеет скифское название- «Дана» по-скифски — река. Греки называли Днепр Борисфеном, а скифов «борисфенитами», т. е. «днепрянами».

          Данастрис -Danastris -Δαναστρις – река Днестр (Ды-нестыр — осет. Ты наш большой и Дор стыр большая река — вода), по-гречески р. Тирас. По-скифски -Дана -Δανα (река) + ιστρ (Истр)

          Дановис — Danouvios -Δανουβιος – река Дунай, по-гречески река Истр. Дана -Δανα (река) + vios

          Напарис – река, протекающая в Скифии, приток Истра (осет. И-стр — есть большой).( Геродот IV 48.)

          Оарос –Οαρος (ар-ос-аз-ас наименование скифо-аланских племён) – река, протекающая в Скифии. Современная река Сал. Птолемей применял это название к реке Волге.( Геродот IV 123, 124)

          Ордесс – река, протекающая в Скифии, приток Истра.(Геродот IV 48.)

          Пантикап или Пантикапа — Παντικαπης – река в Скифии. ( Геродот IV 47.) созвучно с Пантикапей. Сейчас это река Ингулец. Алешковские пески (Гилея)

          Сиргис (искаженна форма Сар-Гас осет. живая голова) – река в Скифии, приток Дона — Северный Донец. (Геродот IV 57, 123)

          Танаис -Ταναις (осет. Дон — вода; ис — есть) – река в Скифии, в настоящее время – река Дон.(Геродот IV 47.)
          и т.д.

          Осетины – потомки скифо-сармато-аланских племен. Как отмечает Л. Б. Мосс в своей книге «На заре средних веков 395-814»: «… к востоку Дона и Волги находились аланы, ираноязычное племя».

          Как известно из истории в 2-4 вв. германские племена готов и аланы жили в одном государственном образовании на территории современного Причерноморья и Предкавазья. Совместное проживание продолжалось 200 лет. Это достаточный срок для языковых взаимовлияний. За 200 лет языковых соприкосновений должно быть много общих слов должен быть общий фонетический ряд ( одинаковые звуки в языке.). Выявлено прямая схожесть многих немецких и осетинских слов.

          Далее из работы Бернарда С. Бахраха мы узнаем, что в середине VI века некто Кономор правил большей частью западной Арморики, включая область от Каре на севере и до Ванне на востоке и на юге… Он изгнал своего сына во Франкское королевство, сосланный принц был назван Аланом Юдуалом, первым из тех графов и герцогов Бретонии, носивших имя Аланус в ранний период средневековья. Далее Уильям Пойтиерс свидетельствует, что «в битве при Гастингсе дважды была использована тактика притворного боя. Первый раз это сделали бретонцы во главе с графом Аланусом, который особенно отличился в этом бою».

          По утверждению Бернарда С. Бахраха, в середине VI века на землях, управляемых Кономором, жили аланы, говорившие на родном языке.
          Итак, в течение второй половины V века аланские воины поселились на землях Римской империи для вступления в ряды потенцариев, которые заправляли всеми местными делами.

          К примеру, как отмечает С. Бахрах, у западноримского императора Максимилиана, сменившего Грациана, «отец был гот, а мать – аланка».
          Итак, исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что те сармато-скифо-аланские поселения, которые существовали в V-VI веках на территории Британии, могли оказать немалое влияние на топонимику местного ареала. Цель данной статьи не в доказательстве происхождения этимологии топонимических названий, связанных с «дон», а в проведении параллелей тех топонимов, которые несут в своем названии элементы «дон», которые присущи как осетинской, так и английской топонимике.

          Далее мы будем рассматривать и топонимику Ирландии так как Северная Ирландия относится к Великобритании. А раз мы будем рассматривать топонимику Северной Ирландии, то с исторической точки зрения мы должны рассматривать и другую часть этого островного государства, так как это один народ со своим языком, обычаями и традициями.

          Следовательно, далее мы рассмотрим историю происхождения ирландского народа. Обратимся опять к древним источникам.

          Древние мифы и легенды гласят, что «… из потомства Миля Испанского и от греков ведем мы свой род… Пришли мы в Египет по зову фараона, правителя этой страны. Нел правил нами. Скота, дочь фараона дана была в жены Нелу, по пути в Египет. Оттого и считаем мы ее прародительницей и зовемся Скотами… Но вскоре, боясь гнева фараона, бежали… ночью на кораблях фараона, через пролив Красного моря на северо-запад, через Кавказские горы, через Скифию и Индию, через тамошнее море, что зовется Каспийским, через Меотийские болота, Европу с юго-востока на юго-запад по Тирренскому морю, где по левую руку Африка, мимо Геркулесовых столбов в Испанию, а оттуда на этот остров». Далее, в работе Г. К. Косикова «Предания и мифы средневековой Ирландии» мы встречаем такие строки:
          «Молвил Финтан, вера горою, о приходе скотов из Скифии, знали о том величайшие с тонкими пальцами. Первым в Ирландии был королем Эриман».

          «Книга захватов Ирландии» содержит много современно-произвольных привязок местной традиции к мировому историческому и географическому пространству. Так, скифская родина гойделов появилась благодаря предполагавшемуся сходству названий Scythi u Scotti (латинского названия ирландцев).

          Вот это все коротко об истории вопроса, так как топонимы сами по себе не возникают без участия народов, проживающих на данной территории, пусть даже кратковременно. И если даже люди, давшие названия данным топонимам, перемещались далее в другие места, названия данные ими данным местам, оставались, конечно, со временем измененные в звучании. И народы других племен, пришедшие на их место опять видоизменяли эти топонимы по-своему, внеся свои языковые реалии, и, таким образом, рождались топонимы-гибриды, а порой данный топоним мог сохраниться без изменения столетиями, веками до наших дней.

          Cармат имеет прямой перевод на осетинский.
          Cармат. Сар — голова, Мат (мæт) мысль, переживание.
          Cавромат (Савармæт). Савар — поставь, установи. Мат (мæт) мысль, переживание. В сочетании с Мат (мæт) приобретает смысл — выполняющий волю (мысли). Савроматы-воины здесь предстают как исполнители воли жречества СарМатов (см.кастовое деление при том что и те и другие были воинами).
          и так далее.

          kvkz.ru/uploads/posts/2007-12/1196615662_alany005.jpg

          Опять спешишь с выводами. Не всё так просто как выясняется. Сопутствующие факторы возникновения обращения — Sir, не знакомы-ли тебе случаем?

          К примеру французское слово Nom имеет тот же смысл что и в осетинском Ном — имя (анг. name — имя). И таких аналогий встречается не мало.

          Пэры (франц. pairs, англ. peers; отсюда пэрство — pairie, peerage, от лат. pares — равные) — в Англии, а также до 1848 г. во Франции — члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями.
          Бар с осет. — Право. pares — бар-ис — право есть.

          Соответствующее обращение к женщине — мадам, madam. Мад по осетински Мать. ам — здесь.

          kvkz.ru/uploads/posts/2007-12/1196615662_alany003.jpg

          Интересные этимологические связи:
          МадАлон материнский язык;
          То же самое применимо и здесь: ФыдАлон отцовский язык
          Фыдалон бæстæ — отцовская аланская страна, край, местность;
          Cываллон — в переводе с Алано-осетинского — ребенок;
          Далее: АвдАлон с Алоно-осетинского переводится как — Свободный;
          И так далее…

          Аланы. Дорога на запад. Фильм Т. Туаевой
          www.youtube.com/watch?v=wb71iafe-dw

          Как упоминает Бернард С. Бахрах, в середине VI века на землях, управляемых Кономором, жили аланы, говорившие на родном языке. Итак, в течение второй половины V века аланские воины поселились на землях Римской империи для вступления в ряды потенцариев, которые заправляли всеми местными делами.

          К примеру, как отмечает С. Бахрах, у западноримского императора Максимилиана, сменившего Грациана, «отец был гот, а мать – аланка».

          Исходя из вышесказанного, можно заключить, что те сармато-аланские поселения, которые существовали в V-VI веках на территории Британии, могли оказать немалое влияние на топонимику местного ареала.

          Произношение английского звука — . Английския буква — A. Буквосочетания ai, ay.

          Этому звуку соответствует буква А, а при кратком типе чтения. Например, lamp — фантазия.

          Иногда звуки могут вызвать затруднения. Сравним их.
          band — сгибать
          land — давать взаймы
          bet — летучая мышь

          Словарик по теме:
          fame — известность, слава
          name — имя
          late — поздний
          blame — осуждать
          pale — бледный
          tale — рассказ
          sale — продажа
          shame — стыд
          tail — хвост
          mail — почта
          saint — святой
          fail — потерпеть неудачу
          aim — цель
          play — играть
          May — май
          day — день
          pay — платить
          lamp — лампа
          bat — летучая мышь
          sad — грустный
          stand — стоять
          fantasy — фантазия
          land — земля
          lend — давать взаймы
          bet — пари
          man — человек, мужчина
          и так далее.

          1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:02 # 0
            На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами…
            Ганс Гюнтер

            Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы.
            М. ВАГНЕР. 1850 г.

            В немецком языке так же полно осетинских слов:
            Alle (alles) — всё — осет. аллы
            Name – имя (На французском Nom имя по осетински имя — Ном )
            Аndere — осет. андар – другой
            ist – осет. ис — есть
            «Скажи-ка» в осетинском звучит как «Зæгъма», а в немецком – Sagmal
            Augen — осет. глаз (видеть) — аунын
            Stern — осет. сталы — звезда (в Санскрите то же самое)
            Кuh – осет. къуг — корова
            Nur — осет. нур — теперь
            Нut — осет. Худ – шапка
            Weiter — дартер — дальше, далее
            Ohne dich – осет. ана (она) дау – без тебя
            Arm – арм – рука
            Acht – аст – восемь 8
            Vater – фыт
            Nein – нет — нае; най
            Fürchten – тарсын- бояться, опасаться
            Richt (Recht)– раст –правильно правильно, верно, действительно, в самом деле, по-настоящему
            Или вот – существительное «хох», в осетинском языке обозначающее гору, в немецком языке «трансформируется» в прилагательное «высокий».
            Hoch (высота, высокий, возвышенность) – Хох – гора, высота.
            Hochland(высокая страна, страна гор)
            немецкое 'Du' осетинское Ды, Дигорское Ду — Ты;
            А города как в Осетии оканчивающиеся на ау или кау- Бреслау, Пассау, Дахау, Цвиккау — (Дзауджикау, Ногкау, Дзуарикау, Синдзикау, Ахсау, Црау)
            Немцы называют Дунай – Donau (Донау), (дунайс пер. c осет. — Ты наш)– это ещё раз находит подтверждение скифо-сарматского происхождения этого названия. Днестр – ты наш большой; Днепр;
            и т.д…

            Море в устаревшем осетинском варианте — Фурд, откуда судя по всему и происходит скандинавское слово «Fjord»

            Владею Нидерландским языком на неплохом уровне. Нидерландский язык, Древне-Аглийский и еще один диалект на юге Германии относятся к прямым потомкам протогерманского языка, существовавшего пару тысячелетий назад. Нидерландский язык в отличии от Древне-Английского, который исчез, и других германских языков сохранился в наиболее первозданном виде.Известно, что Скифы тесно контактировали с Германами еще до нашей эры, так-как были близжайшими соседями на протяжении столетий. Сходных слов в Осетинском и Нидерландском сотни. Глаголы образуются сходным окончанием «ын»- осет.,«en»- нид… Стайхен(взлететь)-нид., стаехын осет.; кайкен-нид., каесын-осет.; схафен (строгать) — нид., осет-хафын; вефен(ткать)-нид., уафын-осет.; хойын(кидать, швырять)-нид.; схойын-осет.; зегъен(сказать)-нид., заегъын-осет.; кюнен(мочь, смочь)-нид., каенын-осет.; и т.д. Так-же многочисленные сходные существительные.

            Известно, что Скифы тесно контактировали с Германами еще до нашей эры, так-как были близжайшими соседями на протяжении столетий. Сходных слов в Осетинском и Нидерландском сотни. Глаголы образуются сходным окончанием «ын»- осет.,«en»- нид… Стайхен(взлететь)-нид., стаехын осет.; кайкен-нид., каесын-осет.; схафен (строгать) — нид., осет-хафын; вефен(ткать)-нид., уафын-осет.; хойын(кидать, швырять)-нид.; схойын-осет.; зегъен(сказать)-нид., заегъын-осет.; кюнен(мочь, смочь)-нид., каенын-осет.; и т.д. Так-же многочисленные сходные существительные…
            1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:03 # 0
              Cравнение с русским (древне-славянским) языком:

              Дзяды — духи предков в славянской мифологии и осетинское 'дзæд' — ангел;
              Дзяды (беларус.) — осет. дзæд — святой, Ангел
              русское 'хорошо' и осетинское осет. хорш — хорошо;
              старорусское 'аз' — я и осетинкое 'аз' — я;
              Асы — один из этнонимов алан, дал и совр.название осетин (АСетин). Этноним AC которым себя обозначали Аланы-ас-осетины (АСетины), cохранился в алано-осетинском языке, Я — на осетинском – АЗ/АС
              Окраина – осет. кæрон (устар.) – край, порубежье
              Хорошо — осет. — Хорш, такой же смысл;
              Мысль – осетинское — мыс – дума, воспоминание…
              русское 'бурый' и осетинское 'бур' — темно-желтый;
              Талмач, переводчик- осет.тaлмаc
              Бахтерь – осет. бæхдар – носимое лошадью
              Рамо (устар.) – осет. арм — конечность, рука…
              Дурак – дурæг – каменный (т.е. «тупой как камень», тугодум)
              Горн – осет. гарна (грн) – печь для обжига
              Гарда – осет. кард – нож, меч связанное с основание рукоятки меча
              Ватага – осет. фæтг – группа. так-же этимология — группа – осет. гуыппыртæ– группировки, толпы
              Трус – осет. тарс (диг. тарсун)
              Ничьи — осет. ничи — никто;
              Русское 'есть' и осетинское 'ис, исты' — что-нибудь в наличии;
              Тает – осет. таи
              Канон – канон (гл.) делать, придерживаться чего-либо;
              Мёд — осет. мыд
              Дым — осет. дымга
              Мышь – осет. мышт
              Берёза осет. бæрз
              Зевака – осет. зивæг (диг.) – лентяй, несмышленый…
              Тыл – тыл – верхняя часть черепа, затылок (за тылом) ерз, есть – исты – что-нибудь, в наличии, по-чет – цыт – слава, умер – амард, ничьи – ничи, край – каерон, zhrd серд-це, Оссетинское rt (три)
              собака куыдз (Родственно русскому «кутя, кутенок», болг. куче «собака», латш. kucis, не путать с корнем на *s-! Корень на k- стабильно просматривается во многих ИЕ языках!)

              санскритское 'slt' — холод и осетинское 'салд' — мороженый, мерзлый;
              санскритское 'hima' — зима, авестийское 'zimy', русское 'зима' и осетинское 'зымаг' — зима;
              санскритское 'varu' — широкий, обширный и осетинское 'уарах' — широкий, обширный;
              санскритское dvar – дверь, и осетинское дуар
              санскритское mar – умирать, и осетинское мард
              санскритское matar – мать, и осетинское мад
              санскритское din – день, и осетинское бон
              латинское 'stella' — звезда, и осетинское 'сталы-cталлта' — звезда-звёзды;
              огонь art, zhêng; ruxs (art — вроде, шугнанское yâc (< *ac), авест. âtar-sh, перс. atesh — но откуда там «r» непонятно)
              (ruxs — ишкашим. róshni; санглеч. roshnai, ваханское raxnig «огонь» — вероятно родственно lux, луч (?))
              Итд…

              С греческим:
              даендаг — донди (зуб)
              дзыбп — дзепи ( карман )
              авд — эфта (семь)
              халы — халай ( портится ломается )
              и т.д.

              По мнению известного американского историка-евразийца Георгия Вернадского, правящая элита восточных славян-антов имела аланские корни (См. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь, 1997), имя бабушки Чингисхана Алан-Коа переводится как «прекрасная аланка», а тяжелая монгольская панцирная конница была позаимствована именно от аланов…
              (См. его же. Монголы и Русь. Тверь, 1997).

              Источник: historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.de

              1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:17 # 0
                «…Измеряя славные корни свои»

                История осетинского народа уходит корнями в такую глубь веков, что познать истину о его происхождении и предназначении до сих пор ещё никогда не представлялось возможным. Догадки отдельных исследователей казались фантастическими. Проступающие при этом контуры необычайного былого величия народа – невозможными при сопоставлении с реалиями сегодняшнего дня. Кроме того, хоть и непререкаем авторитет Ж.Дюмезиля и В. Миллера, доказавших, что единственными наследниками создателей «Нартского эпоса», культуры и языка скифов, сарматов и алан являются осетины, тем не менее итоги их научных обоснований упорно замалчивались, позволяя, тем самым, претендовать на эту роль и представителей некоторых других народов.

                Наверное, происходило это и по воле Высших сил. До срока, до наступления сужденного времени история Осетии должна была быть покрыта тайной и пребывать в забвении, иначе малочисленным наследникам не только скифов и алан, но ещё раньше — Нартов, Атлантов и Гиперборейцев — просто не дали бы выжить физически в эпоху Мрака и Тьмы. На несколько сотен последних лет об аланах забыли, а осетин с ними не отождествляли…

                Как известно, Великая Алания была разгромлена войсками Тимура в начале 15 века. Часть равнинных жителей тогда погибла, другие были вынуждены покинуть свои земли, уходя на Запад и Восток.

                А Священные горы Центрального Кавказа охраняли стоявшие насмерть в созданных ими наскальных крепостях, башнях и укреплениях несколько тысяч человек, оставшихся непокорёнными. Те, кто не дал даже такому сильному, коварному и жестокому врагу проникнуть в святая святых и овладеть охраняемой ими Тайной. Эти стойкие и могучие представители алан не только выжили в суровых условиях гор, но и, благодаря своей изолированности от внешнего мира, сумели сохранить великую Доктрину Ариев, содержащуюся в их кодексе чести, миропонимании, традициях, этикете, духовной культуре – в их «ӔГЪДАУЕ». Им удалось пронести сквозь века в первозданном виде и бессмертный Эпос Нартов, в котором зашифрованы сведения об истории всего человечества.

                Это был великий подвиг народа. Народа, вопреки всему сумевшего сохранить и свою самобытную Веру, и свои обычаи, традиции и древние ритуалы. Если бы только знали те, кто называл осетин тёмным, забитым, отсталым народом о том, кем он является на самом деле и какие великие Знания охраняет!

                Сейчас настаёт время, когда должен упасть полог Тайны, покрывающей удивительное прошлое осетин, народа, который словно птица Феникс вновь должен восстать из пепла, имея в генах духовный стержень своих поистине божественных предков. Ещё 1922 году воин и посвящённый Сослан Темирханов писал: «Если бы знали мы, кем были наши предки, и какие великие дела они совершали – мы бы с гордостью носили имя «Ирона» и не допускали ничего недостойного. Пора и нам, осетины, узнать свою историю».

                Подтверждением подобных выводов могут послужить и приведённые ниже цитаты.

                «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои», — утверждал известный художник, философ Н.К. Рерих. Ещё более загадочно и интригующе звучат слова его соратницы и жены Е.И. Рерих, в 1933 году получившей информацию от Махатм и содержащуюся в её «Письмах»:

                «Среди аланов пробуждайте сознание, что Кавказ есть третья вершина будущей эры. Пусть помнят, что их горы хранят талисман Братства, что Кавказ несёт в себе единую великую мечту Огня, почитание Огненного мира можно находить среди ещё неизвестных вершин. Аланы пусть вспомнят Моё Водительство, когда часть камня была заложена, чтобы в суждённый срок засиял магнит Третьей Вершины».

                Приведу и слова Францисканского монаха Раньо Неро, который ещё в 14 веке предрекал: «Религия ОГНЯ и СОЛНЦА в XXI веке ПОЗНАЕТ ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ».

                А вот пророчество знаменитого средневекового врача и алхимика Парацельса, жившего в 15 веке: «Есть один народ, который Геродот называет гипербореями… Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет. У них будет три падения и три возвышения. Знамя креста будет водружено на одной из горных вершин этой страны.

                В этой самой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал как о стране, в которой может случиться что-то великое, над униженными и отринутыми воссияет Великий Крест. (Подразумевался не христианский крест, а древний символ арийской идеологии.( прим. А.Т.). Воссияет Божественный Свет с горы гипербореев, и его увидят все жители Земли».

                О мифическом народе древности — гипербореях (как их называли греки) сегодня пишут очень много. В Заполярье, на Кольский полуостров, где (до смещения полюсов Земли около 10 тысяч лет назад), предположительно, находилась Гиперборея. ежегодно отправляются научные экспедиции, публикуются многочисленные монографии. Российские учёные с воодушевлением доказывают, что это прародина русичей.

                В своей потрясающей книге «Три слезы Бога» наш соотечественник, Слава Джанайты, занимающийся исследованием исторического и культурного наследия осетин доказывает, что: «ГИПЕРБОРЕИ — ЭТО НАРТЫ — ГУЫППЫРСАР БОРАТЁ, НАРОД, БЛИЗКИЙ К БОГАМ И ЛЮБИМЫЙ ИМИ». (Хотя, в целом, он рассматривает период жизни предков осетин, Нартов–Асов, в 4-5 тыс. до н.э. в горах Кавказа, уже после эры похолодания, распада индоевропейской общности и их исхода с Севера).

                Гиперборейской же теории прошлого нашего народа посвятила свой, поистине, фундаментальный труд Людмила Магкеева. В преддверии Нового, 2010 года, увидела свет одна из трёх её книг «Последние из Арктогеи-Арсии». Изучением источников, сбором информации и доказательств по этой теме Людмила занимается с 1995 года. К началу этого ответственного, сложного и неизведанного пока, пути её подтолкнуло изучение «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской и трудов А. Дугина и Г. Вирта, посвященных Гиперборее-Арктогее. Исследование данных, приводимых учёными, и проведение параллелей с известными ей текстами Нартского эпоса, страницами истории и традиций осетин привели её к потрясающим открытиям.

                ЛЮДМИЛА МАГКЕЕВА «Последние из Арктогеи-Арсии»:

                «О том, что осетины являются хранителями арийских знаний говорит тот факт, что в традиции осетин до сих пор фигурируют указанные Блаватской камни –«Цыкурайы фардыг» («Бусина желаний») и «Звёздный камень» (метеоритный камень, из которых Нарты, а затем осетины складывали Круг для Ныхаса».

                «В «Тайной доктрине» есть доказательство того, что Нарты- титаны, люди 3 коренной расы обитали в Арктогее. Следовательно, Нартский Эпос зародился в Гиперборее – Арсии. Блаватская приводит слова Аполлодора из «Мифологии» Кинга: «Золотые яблоки находились в Гиперборейской Атлантиде» и далее: « Они сеяли утром, жали в полдень и собирали плоды вечером». ( На Севере год разделён на 6 месяцев дня и 6 месяцев Ночи). В Нартском Эпосе также сеяли утром, вечером собирали урожай, а в знаменитом нартовском саду росла одна чудесная Яблоня».

                Книга Л. Магкеевой посвящена и попытке расшифровки смысла древних символов, заложенных в традициях и ритуалах осетин. Крест, круг, квадрат, определённые числа, молитвенные места, национальные танцы, распознавание тайного смысла и значения слов с помощью дешифровки и многое другое становится объектом внимания исследователя.

                Людмила впервые поведала и провела сопоставления по данным мифологии с древним народом Туата де Даннан (Доны Туата), пришедшего в Ирландию с Севера, как гласят легенды.

                («Дану, Дон, в кельтской (ирландской) мифологии мать-прародительница, давшая имя расе прекрасных богов ТУАТА ДЕ ДАНААН, господствовавших над Ирландией до прихода сыновей Миля, предков современных ирландцев. Перед появлением в Ирландии Туата жили на северных островах, где получили свои несравненные эзотерические знания и откуда перенесли на остров свои четыре магических талисмана: Великий камень Фал, известный тем, что он издавал крик, если на него наступал будущий король, копье Луга, приносившее победу в битве всякому, кто держал его в руке, меч Нуаду, поражавший всякого, против кого он был направлен; котел Дагды, насыщавший всех, кто садился вокруг него». ( М.Б. Ладыгин «Краткий мифологический словарь»).

                Раскрывающиеся одни за другими тайны свидетельствуют о том, что именно осетинам суждено было сохранить древнее, некогда мировое учение, бытовавшее в индоевропейском обществе. В культуре и языке нашего народа сохранились важнейшие характеристики арийских племён и все общеиндоевропейские святыни.

                А история всего человечества, зашифрованная в мифах Нартского эпоса, «представляет наиболее достоверный источник из всех известных, ибо тексты были записаны в умах масс людей и прошли тысячи поколений: фольклор творился в среде участников событий, а их цензура нетерпима ко лжи, которую вполне терпят письменные тексты авторов, всегда зависимых от обстоятельств». (А. Чочиев)

                Великий энциклопедист Мэнли Холл писал: «Далеко смотрели посвящённые древности… Чтобы быть уверенными в сохранении знаний – они выписали их на горных склонах, замаскировали колоссального размера изображениями, скрыли в мифах. Мудрость их будет сокрыта до тех пор, пока нынешняя раса не научится читать универсальным языком символизма».

                И сегодня, наконец, мы становимся свидетелями того, что появляются люди, которые начинают постигать этот таинственный язык, пытаются расшифровывать древние Знания, раскрывать смысл таинственных символов. У нас, в Осетии (если не учитывать первых Посвящённых — Коста Хетагурова, Сослана Темирханова и Дзамбулата Дзантиева, которым открылась часть Знаний в начале ХХ века), постижению Тайны наших предков, языка и культуры посвятили свои труды Е.А. Газданова («Мы и вечность»), Д. Макеев («Основы вероисповедания осетин. Тайна древних асов»), Ёттагон (Э. Тедтов «Два тысячелетия одиночества»), А. Чочиев («Нартология: Арии-Ас-Аланская цивилизация» и др.), М. Джусоев («Один» и др.), З. Цораев («Мифический смысл и социальный код»), С. Джанайты («Три слезы Бога»). И, наконец, Людмила Магкеева, которой удалось провести в своей книге вдумчивый историко-лингвистический и этимологический анализ. Помимо завидной эрудиции она обладает и редким даром, присущим ей как творческому человеку — чувством языка и интуитивным пониманием глубинного смысла слов, что неведомо учёному-педанту. Для раскрытия генетических корней своего народа она решительно выдвигает смелые идеи, приводит массу фактов, не умещающихся в прокрустово ложе господствующих догм.

                Сейчас готовятся к изданию две другие части книги «Последние из Арктогеи». И очень хочется надеяться, что знания, которыми Людмила Магкеева щедро делится с нами, смогут не только пробудить в нас кровь легендарных предков, но и послужат стимулом для молодого поколения осетин. Первые камни начала эпохи Возрождения заложены.

                Слово за вами, потомки Нартов!

                Алина Туаева,
                поэт, член Союзов журналистов и писателей России

                Источник: osetins.com/print:page,1,1452-izmeryaya-slavnye-korni-svoi.html
                1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:21 # 0
                  К примеру британские историки и лингвисты утверждают, что около 40% географических названий в одной только Англии (не учитывая Шотландию, Уэльс и Ирландию) переводятся с осетинского языка. В Лондонском Университете есть кафедра аланского-осетинского языка, который считается старосаксонским. В Германии, осетинский язык определяют как старонемецкий, нижне-саксонский диалект. Более того, в университетах Германии и Франции изучают осетинский язык.

                  Римляне признавали силу и достижения Алании, считали ее своим союзником. В 407 году аланы на своих породистых лошадях появились в пределах Римской империи и были приняты как военнослужащие, с правом получения земли. Интересная деталь: император Марк-Аврелий, чья конная статуя возвышается над одной из площадей Рима, восседает именно на аланском скакуне, во всяком случае, так считает выдающийся российский ипполог В.О.Витта.
                  1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:21 # 0
                    "… Осетины принадлежат к числу интереснейших в историческом и этнографическом отношениях народов Кавказа. Иранское происхождение их языка резко выделяет осетин среди окружающих народов – грузин, ингушей, чеченцев, кабардинцев, балкарцев, говорящих на кавказских и тюркских языках. Именно эта загадка происхождения и истории осетин издавна привлекала к ним внимание русской и мировой науки..."
                    В. А. КУЗНЕЦОВ. 1974 г.
                    1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:22 # 0
                      Aланы и асы — это этнонимы. AC – так обозначали себя Аланы-ас в древности. На осетинском Я – АЗ/АС. Асы — совр.название осетин (АСетин).

                      Аланов авторы древности называли Асами. уАСдан культурный, благородный итд
                      Перевод с осетинского: Я – есть АС- я дан – являюсь. Я являюсь Благородным; перевод с алано-осетинского: уАСдан — АС — Я, Дан — являюсь;
                      САРмат – точный перевод с осетинского — мыслящая, переживающая голова; Не редко военачальник;
                      Английская форма обращения СЭР, это привнесённый САРматами термин. К такому выводу пришли не только некоторые британские исследователи.

                      А теперь рассмотрим следующие, очень интересные взаимосвязи о которых ты умалчиваешь:
                      МадАлон материнский язык
                      То же самое применимо и здесь: ФыдАлон отцовский язык
                      Фыдалон бæстæ — отцовская аланская страна, край, местность;

                      Cывалон — в переводе с Алано-осетинского — ребенок;
                      Далее: АвдАлон с Алоно-осетинского переводится как — Свободный;
                      И так далее…
                      1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:22 # 0
                        Фильм Караулова о Героизме Алан-осетин.
                        www.youtube.com/watch?v=jTm0YYSzR_8

                        Уроженцы Осетии в штурме Берлина
                        В завершающей и решающей битве Великой Отечественной войны – битве за Берлин принимали участие уроженцы Северной Осетии: рядовые, офицеры, генералы. И здесь, как и в предшествующих сражениях войны, наши соотечественники показали себя храбрыми и доблестными воинами. Основной удар по Берлину наносили войска 1-го Белорусского фронта с Кюстринского плацдарма. В ударную группировку входил гвардейский стрелковый корпус под командованием Героя Советского Союза генерала Георгия Ивановича Хетагурова. Его корпусу было поручено нести символический ключ от Берлина. 26 апреля 1945 года в ходе Белорусской наступательной операции Г.И.Хетагуров принял командование 29-м гвардейским стрелковым корпусом и в дальнейших боях мужественно и умело руководил им.
                        В течение семи дней части корпуса вели ожесточённые уличные бои в городе, прорываясь к центру Берлина. 30 апреля 1945 года на рейхстаге было водружено Красное Знамя. Дважды Герой Советского Союза генерал армии А.П. Белобородов об успешных действиях 29-го стрелкового полка в Берлинской операции писал: «На заключительном этапе грандиозной Берлинской операции Г.И. Хетагуров уже командует 29-м гвардейским стрелковым корпусом на главном направлении 8-й гвардейской армии. Стремительно наступая, его соединения форсировали Шпрее и Тельтов-канал, овладели аэродромом Темпельсхоф, Ангальтским и Потсдамским вокзалами, прорвались в центр Берлина — к парку Тиргартен, имперской канцелярии и Бранденбургским воротам». В приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 2 мая 1945 г. было подчеркнуто: «В боях за овладение Берлина вновь отличились войска генерал-майора артиллерии Г.И. Хетагурова». Генерал-майор Хетагуров был представлен ко второй Золотой Звезде. По данному представлению награжден орденом Суворова 1 степени…
                        1. Ростислав Ростовцев 10 февраля 2019, 21:23 # 0
                          «Осетины являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа».
                          Ю. Клапрот, начало 19 века.

                          «Осетины при русском владычестве значительно поправились в экономическом отношении и охотно перенимают различные новинки и усовершенствования. Благодаря трудолюбию, все больше и больше проникающему в массу осетин и трезвости взгляда их лучших людей… они значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев не только в материальном достатке службой в рядах армии и гражданской, но и в умственном отношении. Осетины охотно берутся за книгу: все школы, училища и гимназии Северного Кавказа переполнены массой учащейся молодежи осетинского происхождения, которая, благодаря природному уму своих отцов, идет намеченными шагами по пути прогресса, служа ему честно и неуклонно».
                          Е. Марков. Газета Кавказ. 1877 г.

                          «Способный, интеллигентный, стремящийся к просвещению» (об осетинском народе).
                          Всеволод Миллер. Академик, исследователь осетин, вторая половина 19 в.

                          «В умственном и в нравственном отношении они (осетины) заметно опередили все горские племена, благодаря своей восприимчивости к образованию».
                          Учебная книга географии. (СПб, 1877 г.)

                          Уровень грамотности населения на Северном Кавказе по данным переписи 1897 г. в (%)
                          Осетины — 5,7
                          Адыгейцы и черкесы — 1,7
                          Карачаевцы — 1,5
                          Кабардинцы — 0,7
                          Балкарцы — 0,3
                          Чеченцы и ингуши — 0,3
                          «Культура и быт народов Северного Кавказа». Москва, 1968 г.

                          «Осетины — один из немногих народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но и делающий на этом поприще большие успехи».
                          Краснов А. (1905 г.)

                          «Из всех многочисленных горских народов на Северном Кавказе осетины — наиболее культурный и во всех отношениях даровитый народ, весьма склонный к просвещению.»
                          газ. «Тифлиский листок» (1906 г.)

                          «Осетины — самый просвещенный туземный народ на Кавказе».
                          Ткачев Г.А. (автор книги о кавказских горцах, 1911 г.)

                          «По культурному уровню осетины и до революции стояли выше, чем другие народы Северного Кавказа».
                          Токарев С.А. Этнография народов СССР, М. 1958 г.

                          «Осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны, легко усваивают русский язык… Многие осетины учатся в высших учебных заведениях».
                          Фарворский С. (1917 г.)

                          На 1000 человек имели высшее образование в 1939 году:
                          Осетины — 86
                          Кабардинцы — 29
                          Балкарцы — 27
                          Ингуши — 18
                          Чеченцы — 7
                          Кн. «Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г.», Москва, 1963 г.

                          Число научных работников у некоторых народов Кавказа
                          (Число научных работников на 1000 чел.)
                          Осетины — 5,03
                          Балкарцы — 3,53
                          Абхазы — 3,03
                          Народности Дагестана — 2,91
                          Кабардинцы — 2,73
                          Ингуши — 1,14
                          Чеченцы — 0,54
                          По данным кн: Цамерян И.П. «Национальные отношения в СССР». Москва, 1987. и Цамерян И.П. «Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе». Москва, 1979.

                          <<Во Владикавказе среди служащих гражданского и военного ведомства есть несколько десятков осетин, и ни по своим служебным достоинствам, ни по развитию, ни по умственным потребностям они ничем не уступают своим сослуживцам, а если и отличаются от последних, то скорее в выгодную сторону.>>
                          Гильченко Н.В. 1890 г.

                          «Осетины — наиболее культурный из горских народов, имевший даже свою социалистическую интеллигенцию.»
                          Деникин А. Очерки Русской Смуты (Том 2)

                          «По мнению лиц, хорошо знающих Кавказ, осетины — самое даровитое племя из всех кавказских горцев; они веселы, добродушны, ласковы; в них нет той постоянной замкнутости, какой отличаются чеченцы и ингуши. Гостеприимство их не имеет границ; не имеет границ и их веселье и остроумие, в особенности когда сила горского пива начинает влиять на них; их характер добродушный, смелый, открытый, сказывается тогда во всей своей силе. Отличаются осетины и своим красноречием, и нередко произносят за обедом тосты, поражающие искусным построением и богатством сравнений.

                          Не лишены они и поэтического творчества: у них много песен, легенд, сказок. Большинство их рисует перед нами осетина, как человека с богатой фантазией, живо изображающего простым языком свои идеалы и задушевные мысли.»

                          Харузин Николай. По горам северного кавказа. Путевые очерки.
                          Текст воспроизведен по изданию: По горам Северного Кавказа. Путевые очерки // Вестник Европы, № 11. 1888 г.

                          Новости

                          1550257549

                          В Северной Осетии растет число махинаций с газом

                          1550238346

                          Умер экс-полузащитник владикавказского «Спартака»

                          1550236457

                          Блогер из Северной Осетии сняла юмористический ролик про маленький рост

                          1550160916

                          Сдать кровь пригласили жителей Владикавказа в День влюбленных

                          1550155712

                          Сочинский вымогатель не смог спрятаться во Владикавказе

                          1550150101

                          Во Владикавказе на улице Кантемирова произошла коммунальная авария

                          1550086446

                          Попытка пенсионера заработать на биржевой игре закончилась крахом

                          1550064809

                          «Любовные» ночные парковки привлекли внимание жительницы Владикавказа

                          1550051560

                          Жительница Владикавказа ответит за обвинение в изнасиловании

                          1550012415

                          Северная Осетия представит на инвестфоруме в Сочи более 30 проектов

                          Наши авторы

                          Алексей Угаров

                          Алексей Угаров

                          Не установлено

                          Максим Ковалев

                          Максим Ковалев

                          Ольга Дьякова

                          Ольга Дьякова

                          Евгений Омельченко

                          Евгений Омельченко

                          Вилонова Оксана

                          Вилонова Оксана